- Простые вещи, которые должен учитывать каждый профессионал
- Где растут цветы
- Ищем поставщиков
- Изучаем специфику регионального рынка и бизнес-карту города
- Выходим на рынок
- Куда девать неликвиды
- Ориентируемся на клиента
- Создаём бренд
- Выходим за рамки
- Бизнес есть бизнес
- Подводные камни
- Бизнес-план цветочного магазина
Как открыть цветочный магазин? Этим вопросом задаются многие начинающие предприниматели, которые намерены основать бизнес со сравнительно небольшими вложениями.
Дарить радость людям и при этом получать прибыль – казалось бы, не работа, а сплошное удовольствие. В этом, конечно, есть доля правды, но, как и в любом деле, есть и определённая специфика. Давайте рассмотрим основные моменты, которые необходимо учитывать, если мы видим свой цветочный бизнес долгосрочным и процветающим.Простые вещи, которые должен учитывать каждый профессионал на рынке торговли цветами
Когда люди решают посетить цветочный магазин? Правильно, накануне торжественных и незаурядных событий. Дни рождения, свадьбы, государственные праздники, траурные мероприятия… Само собой, исходя из целевого назначения необходимо формировать ассортимент. Здесь немаловажны детали – не только цветы, но и аксессуары – декор, ленты, флористика для букетов широкого целевого диапазона, на любой вкус и кошелёк.
Но спрос на цветы не всегда однороден, для этого обратим внимание на скачки спроса. О чём речь? Правильно, о праздниках. Увеличение желающих приобрести букет цветов отмечается в канун весенних праздников – восьмого марта, первого, девятого мая, Пасхи. Мониторим государственные праздники, памятные даты. Не упускаем из виду образовательные сезоны – первое сентября, пору выпускных. Вывод вполне очевиден: в канун праздников мы увеличиваем закупки товара (как цветов, так и аксессуаров), то есть увеличиваются наши расходы, а как результат – и риски.
Потому очень тщательно прогнозируем потенциальный спрос, чтобы не остаться в убытке. Однако, будем готовы к тому, что далеко не всегда получается точно рассчитать соотношение спроса и предложения.Где растут цветы
Давайте сразу определимся с тем, где мы планируем брать товар, который намерены предлагать своему покупателю. Безусловно, несоизмеримо большие прибыли сулит нам схема «от производителя – к покупателю» без посредников. Однако, не будем забывать о том, что не во всех широтах захотят расти экзотические цветы. Создавать для них идеальные условия – строить теплицу, устанавливать автоматический полив, температуру и освещение? Нанимать специальный персонал? Ну нет, это совсем другая статья расходов, а мы договорились на берегу о бюджетном старте. Таким образом – пока только закупки. А дальше посмотрим.
Ищем поставщиков
Голландия – мировая мекка цветочного бизнеса. Хорошо, если нам удастся посетить эту страну с пользой для дела – подгадать свой визит к международной выставке цветов, заключить пару-тройку контрактов… Но это в будущем. Сейчас же, на стадии стартапа, обращаем внимание на более близкие источники поставок. Агрофирмы, специализирующиеся на выращивании цветов – главный объект нашего внимания.
Оптовые продавцы также могут стать нашими партнёрами в цветочном бизнесе. Их надо выбирать тщательно, проверяя репутацию, желательно – по рекомендациям владельцев магазинов, имеющих положительный опыт сотрудничества с данными поставщиками. В противном случае возможны казусы – несвоевременные поставки, брак, в самом худшем случае – мошеннические схемы. Так что элементарная внимательность и подкованность в выбранной отрасли торговли будет как нельзя более кстати. Читайте еще: Как открыть тренажерный зал и сколько это стоит.
Изучаем специфику регионального рынка и бизнес-карту города
Итак, подписка на самый продвинутый журнал о мировых тенденциях в торговле цветами оформлена. В закладках на компьютере отмечены ключевые сайты по избранной тематике. То есть, глобально мы знаем о рынке цветов больше, чем о чём бы то ни было. Однако, не стоит забывать о принципиально важной вещи – особенности территории, где будет базироваться ваш новый цветочный магазин.
Очевидно, что в провинции и в столице стоит рассчитывать на разный товарооборот. Даже в одном и том же городе, будь ваша торговая точка расположена у перехода метро или на центральной фешенебельной улице – это принципиально разные цифры как прибылей, так и вложений.
Специализированный бутик экзотических цветов у шикарного ресторана в удачный день буквально парой букетов «отобъёт» половину месячных затрат на содержание помещения. Зато пролетарская реализаторская точка на бойком месте под часами, где все парочки назначают рандеву вполне прогнозируемо будет обеспечивать вам стабильную прибыль. А цветочный магазин в спальном районе на окраине – затея весьма авантюрная, если только ваш магазин там не будет единственным на весь микрорайон.
Таким образом – определяем для себя благоприятные и неблагоприятные геолокационные зоны и исходя из полученных результатов выбираем оптимальное расположение помещения для своего цветочного бизнеса. Вкратце – основными плюсами будут отсутствие или минимум конкурентов вблизи, а также выгодное соседство – свадебные салоны, рестораны, пешеходные прогулочные зоны, праздничные, ритуальные агентства.
Выходим на рынок
Реклама, акции и программы лояльности позволяют новому магазину цветов выгодно отличаться от конкурентов, привлекать покупателя, в результате получая максимальную прибыль. Поэтому на каждом этапе постройки успешного цветочного бизнеса нельзя забывать о необходимости рекламы. Представим, что вы только что открылись и не можете позволить себе рекламную площадь в центре города или ролик в теле или радиоэфире. Недорого, но со вкусом оформленные визитки и флаера, содержащие необходимую информацию (адрес, режим работы, контактный телефон вашего цветочного магазина) значительно упростят задачу покупателю.
А вот станет ли человек, впервые зашедший к вам за букетом, вашим постоянным клиентом – зависит от грамотного индивидуального подхода. Неплохо, если вы сможете позволить себе сделать посетителю небольшой подарок – адресную доставку или хотя бы предложить чашку кофе, пока собирается свадебный букет. Внимание к каждому клиенту, вежливое и лояльное обслуживание – залог желание человека сотрудничать именно с вами.
Привлечение корпоративных клиентов – не поленитесь распространить визитки и флаера с рекламой вашего цветочного магазина в организациях и учреждениях, это может принести вам поток постоянной клиентуры с определёнными гарантиями на дальнейшее сотрудничество.
Куда девать неликвиды
Конечно же, вы настроены оптимистично и только на успех. Хорошо, если первый блин не окажется комом, но случается всякое. Законы бизнеса неумолимы и на форс-мажор нужно делать поправку даже при самых благоприятных стартовых раскладах. Тем более – на рынке такого капризного и скоропортящегося продукта как цветы.
Если случилось так, что нам не удалось продать несколько букетов или обнаружен брак в поставке – не стоит впадать в панику. Чтобы минимизировать убытки, нужно с самого начала продумать выход из возможной ситуации. Часто лепестки роз, например, используются для романтических свадебных церемоний. Обрывать лепестки у свежих сортовых роз, чтобы эффектно бросать их под ноги – не вполне имеет смысл, а вот возможность приобрести дешевле уже готовые живые лепестки от цветов, которые немного утратили товарный вид – удобная услуга. Также лепестки и целые цветы, пригодные для этого, можно сушить, декорировать и продавать как сырье для флористики или формировать интерьерные букеты и прочую сувенирную продукцию.
Не обязательно засорять собственные полки неликвидами – можно договориться об их сбыте с ритуальными, свадебными салонами, салонами товаров для творчества, использующими природные материалы в своих целях.
Это уже много позже вы сможете позволить себе расширить торговую площадь и проводить на базе своего помещения мастер-классы по флористике под руководством специалистов. А сейчас – только самое необходимое, однако, обязательно — качественное. Мы ведь работаем на свою собственную репутацию.
Ориентируемся на клиента
Формируя рынок сбыта, необходимо очертить для себя желательный сегмент работы. Как учитывать нюансы спроса — мы уже разобрались. Но кто наш желаемый клиент? Толстосум или пролетарий? Конечно, хотелось бы больших прибылей и сразу, но увы – практика показывает, что любой стартап – это тяжёлая и изнурительная работа. И да, ни на минуту не стоит забывать о вложениях и рисках. Получив первые прибыли – велик соблазн потратить больше на собственные нужды, однако в интересах бизнеса этого делать не стоит, лучше поставить в приоритет инвестирование в развитие собственного дела.
На первых порах не стоит замахиваться на поставки букетов в министерства и королевские дворцы, даже если вы чувствуете в себе потенциал прирождённого флориста и среди ваших поставщиков уже даже появились фирмы с известными именами. Относитесь с должным вниманием к своему потребителю. Пусть шестиклассник, пришедший в ваш магазин, имеет возможность приобрести из карманных денег для соседки по парте букет из одной ромашки, чтобы тонко намекнуть на трепетные чувства в День всех Влюблённых. Однако и преуспевающий бизнесмен, желающий произвести на новую пассию впечатление редкой орхидеей тоже не должен быть разочарован. Сезон свадеб? Так пусть самая придирчивая невеста будет довольна стильным и неповторимым букетом в свой самый важный день. Да, это ответственно. Но кто сказал, что собственный цветочный бизнес – это легко?
Создаём бренд
Ниша торговли цветами достаточно плотно заполнена, это не новость. Так как же суметь не затеряться среди ряда подобных предложений, тем более, если вы на рынке совсем недавно? Реклама – дело хорошее и нужное, как мы уже выяснили. Но клиент предпочитает один раз увидеть, чтобы в следующий раз быть мотивированным обратиться именно к вам. Подумаем о собственном узнаваемом стиле.
Хорошо, если ваша торговая точка имеет достаточную площадь для дизайнерских фантазий. Что это будет – стильный минимализм, ежедневное тематическое оформление витрины, выгодная подсветка стеллажей – решать вам. А как насчёт цветочного кафе с парой столиков, где клиент сможет самостоятельно скомпоновать эксклюзивный букет на свой вкус под вашим грамотным руководством? Если позволяет стартовый капитал – экспериментируйте. Если же бюджет пока ограничен – исходите из реальных возможностей, но будьте нацелены на развитие.
Название должно быть говорящим. Насколько далеко зайдёт ваша фантазия – исключительно ваше дело, опять же, если вам по карману помощь профессионального рекламиста и дизайнера – это подспорье, но если чувствуете уверенность, что всё получается самостоятельно – дерзайте. Благо, современные технологии позволяют изучить опыт многих успешных стартапов в интернет-сети, не стоит игнорировать такую возможность. Полностью дублировать работающий нейминг и антураж не стоит, иногда это может даже привести к проблемам с законом. Но позаимствовать понравившиеся приёмы вполне можно.
Современные тренды представляют собой широкий простор для крафтовых решений – эксклюзивная обёртка с логотипом, индивидуальный штамп с названием вашего магазина, стильный бейджик с пожеланием хорошего дня – все эти кажущиеся мелочи формируют законченное восприятие вашего магазина как узнаваемого бренда. Ведь, как известно, встречают по одёжке. Увидев на подаренном букете отличительную фишку, человек обязательно заинтересуется – а кто это у нас такой креативный появился. И велика вероятность, что захочет подарить что-то столь же оригинальное другому. Если так – это ваша заслуженная победа. Читайте еще: Бизнес-план для открытия гостиницы.
Выходим за рамки
Цветочные полки заполнены необходимым минимумом, магазин начал работать и набирает обороты. Вникаем в потребности покупателя. Запыхавшаяся девушка опаздывает на день рождения к подруге, вбегает к вам в магазин, покупает букет. За открыткой бежать некогда. Но у вас есть открытки. И конвертики для денег. И надувные шарики для оформления мероприятий. Это ведь не намного затратнее – расширить ассортимент магазина сопутствующими товарами. Пусть у вас появляются в наличие кроме цветов также и милые непритязательные сувениры – ваш покупатель будет вам только благодарен.
И потом – кто сказал, что цветы – это только лишь букеты? Растения в горшках, не требующие специального микроклимата сделают ваш магазин гораздо более клиентоориентированным. Да, нужно быть готовым дать определённые консультации по уходу, поливу, размножению. Но эти знания принесут вам совершенно другой товарооборот. Любители комнатных растений потянутся к вам вереницей, как за советом, так и за грунтом, подкормкой, удобрениями, аксессуарами для полива, взрыхления почвы, стильными горшочками, подвесными кашпо и вазонами. И это всё должно быть у вас в наличии. Пусть не сразу, пусть постепенно – но обрастайте тем товаром, на который есть спрос.
Искусственные цветы различного назначения – казалось бы, отдельная история, но и на них не лишним будет со временем обратить внимание. Скорее всего, если ваш магазин – не пафосный бутик для высшего общества, то у вас их спросят. И конечно же, если вы играете по правилам рыночного спроса – вы должны будете его удовлетворить. Красивые интерьерные букеты, бонсаи, текстильные цветы для украшений ручной работы… Да мало ли, что ещё вздумается производителю назвать словом «цветы». Но за этим всем обязательно придут к вам.
А в поминальную неделю? Мы же помним о календаре не только государственных, но и религиозных праздников. В этот период вам просто не обойтись без расширения ассортимента искусственными цветами. Не существенно, что чисто технически это вовсе и не цветы, однако могут принести ощутимое финансовое подспорье.
Нет, совершенно не обязательно во что бы то ни стало стремиться соответствовать всем запросам. Но расширив ассортимент в рамках посильного бюджета вы останетесь только в выигрыше.
Продолжаем неукоснительно помнить о бюрократических нюансах – потребитель не обязан знать, как регламентируется торговля промышленными товарами, его задача – прийти и купить. Ваша же обязанность – декларировать свою деятельность в строгом соответствии с законодательством.
Разумеется, на стадии запуска торговой точки есть смысл ограничиться минимальными партиями закупок товара, но мы же ставим долгосрочные цели, потому заранее учитываем все этапы развития своего дела. Осознанный подход к организации своего цветочного бизнеса – во многом гарантия того, что он в дальнейшем станет семейным или партнёрским и перерастёт в серъёзное занятие, которое не зазорно будет передать по наследству детям и внукам.
Бизнес есть бизнес
Среди невероятной красоты и благоухания, в которых вы, без сомнения, окажетесь, решившись вложить свои кровные сбережения в такой вид деятельности, не стоит забывать так же об определённых бюрократических нюансах, обойти которые не получится. Понятно, что человека, нацеленного на результат, не смогут остановить мелкие преграды вроде регистрации предпринимательской деятельности и налоговой отчётности. Но игнорировать эти этапы мы не можем, ибо это основа законности существования вашей торговой точки и вашей защищённости на уровне законодательства.
Разумеется, как и в любом другом деле по предоставлению товаров и услуг, владелец магазина должен знать права потребителя и соблюдать их, чтобы не подвергать себя дополнительным ненужным рискам. Знать и использовать перечень своих законных прав, без сомнений, тоже обязательно.
Если вы не занимаетесь реализацией товара самостоятельно, а используете труд наёмных работников – то знания в сфере трудового права будут для вас тоже далеко не лишними. И даже если вы самостоятельно стоите за прилавком – то финансовая грамотность явится для вас неоспоримым преимуществом. Следовательно – никогда не переставайте развиваться. Законодательные нормы меняются, а держать руку на пульсе – означает создавать личные гарантии успеха.
Не лишним будет напомнить о соблюдении санитарных норм и пожарной безопасности, экологического контроля, которому подвергаются некоторые виды экзотических растений. Все необходимые экспертные заключения должны быть в наличии, сертификация продукции промтоварной группы сопутствующих товаров – соблюдена в надлежащем порядке. Это позволит вам обезопасить свой бизнес.
Подводные камни
Учитывая все приведённые рекомендации и нюансы, стоит обратить внимание на прогнозы. В среднем окупаемость цветочного магазина при правильной организации торговли составляет около одного года. Опять же – рентабельность зависит также от готовности продавца работать на развитие. Одна торговая точка – хорошо, но несколько мелких в разных частях города – значительно повышают шансы на успех.
Организация доставки, хоть и требует дополнительных затрат на транспорт, топливо и оплату водителя-курьера – тоже играет на руку начинающему бизнесмену-цветочнику. Так что в первый год речь о несметных доходах не идёт, тут главное не прогореть на старте.
Политика налогообложения в государстве, колебания валютных курсов, а также дистрибьютерские условия находятся в нашем случае на основоположных ролях. Те моменты, которые зависят не от ваших личных организаторских качеств, а от тенденций мировой экономики, являются неотъемлемой частью рисков. Поэтому необходимо тщательно анализировать эти тренды и ни в коем случае не сбрасывать со счетов, какой бы успешный опыт ведения бизнеса ни был у вас за плечами.
Таким образом, в первую очередь составляем тезисный бизнес-план, который поможет не упустить основных этапов на пути создания вашей успешной цветочной империи.
Бизнес-план цветочного магазина
- Оформление предпринимательской деятельности в соответствии с законодательной базой.
- Наличие подходящего помещения – арендованного или в собственности, необходимое требование – доступ к чистой воде.
- Оформление разрешения на занятие конкретным видом торговой деятельности, в нашем случае – цветами. Лицензирования такая торговля не требует.
- Нанимаем реализатора.
- Стартовая рекламная кампания.
- Заказ первой партии цветочной продукции у оптовика или производителя.
Читайте также: